Библиотек. Информация. Философия. Литература. История.

А Б В Г Д Е
Ж З И К Л М
Н О П Р С Т
У Ф Х Ц Ч Ш
Щ Э Ю Я    

Содержание

  •  Аверинцев_С_С
  •  Аврех_А_Я
  •  Андреев_Л_Н
  •  Антонов_В_Ф
  •  Арин_О
  •  Бальмонт_К_Д
  •  Белоцерковский_В_В
  •  Блок_А_А
  •  Боханов_А_Н
  •  Бухарин_Н_И
  •  Валентинов_Н_В
  •  Васильев_Южин_М_И
  •  Виноградов_В_П
  •  Витте_С_Ю
  •  Воронцов_Н_Н
  •  Герцен_А_И
  •  Гиляровский_В_А
  •  Гобозов_И_А
  •  Гобозов_Ф_И
  •  Грязнов_Б_С
  •  Деев-Хомяковский_Г_Д
  •  Дмитриева_О
  •  Достоевский_Ф_М
  •  Дудин_М_А
  •  Ефимов_Б_Е
  •  Завалько_Г_А
  •  Заулошнов_А_Н
  •  Зив_В_С
  •  Какурин_Н_Е
  •  Карсавин_Л_П
  •  Коржавин_Н
  •  Коржихина_Т_П
  •  Кошелев_М_И
  •  Коэн_С
  •  Кулик_Б
  •  Кухтевич_И_В
  •  Левитин_К
  •  Лемешев_Ф_А
  •  Ленин_В_И
  •  Литвин-Седой_З_Я
  •  Лифшиц_М_А
  •  Львов_Д_С
  •  Любищев_А_А
  •  Маевский_И_В
  •  Максимов_В_Е
  •  Маркс_К
  •  Мельников_Р_М
  •  Муравьев_Ю_А
  •  Мэтьюз_М
  •  Неменов_М_И
  •  Озеров_И_Х
  •  Поляков_Ю_М
  •  Пребиш_Р
  •  Раковский_Х_Г
  •  Раскольников_Ф_Ф
  •  Рютин_М_Н
  •  Савинков_Б_В
  •  Сарнов_Б_М
  •  Семанов_С_Н
  •  Семенов_Ю_И
  •  Сенин_А_С
  •  Сказкин_С_Д
  •  Смирнов_И
  •  Смирнов_И_В
  •  Старцев_В_И
  •  Урысон_М_И
  •  Федотов_Г_П
  •  Чаликова_В
  •  Чехов_А_П
  •  Шванебах_П_Х
  •  Шульгин_В_В
  •  Энгельс_Ф
  •  Яковлев_А_Г
  •  Яхот_И
  •  
    текущий раздел  ::  Каталог /  А /  Семенов_Ю_И /  О факторах развития философской мысли / 
    Каталог
                                                  
                                                  
          Ю.И. Семенов

          О факторах развития философской мысли

          В кн.: Панорама философской мысли в России XX века. Материалы Российской научно-практической конференции 3-4 октября 2001 года. Рязань. 2001. С. 3-6.

          Чтобы понять развитие философской мысли в той или иной стране, нужно вскрыть основные факторы, определяющие развитие философии вообще. Это невозможно сделать, не выявив, что собой представляет философия.

          Философия, как и любая другая наука, занимается сознательным, целенаправленным поиском истины, т.е. исследованием. Но если все остальные науки ищут истину о чем-то, отличным от самой истины: о молекулах, кварках, генах, товарах и т.п., то философия занимается поисками истины о самой истине. Философия прежде всего наука о истине, теория истины. Она изучает процесс постижения истины, т.е. представляет собой теорию познания (гносеологию), и на основе этого исследования намечает путь, ведущий к истине, и предостерегает от попадания на дороги пути, ведущие к заблуждению, т.е. выступает как метод или методология познания.

          Классическим является определение истины как соответствия между миром и сознанием. Нельзя раскрыть суть истины, не определив понятий "мир" и "сознание". Так как последние две категории предельно широки, то определить их можно только одним путем, а именно, указав, что принимается за первичное, а что за вторичное, производное: мир или сознание. Поэтому нельзя определить сознание, не определив, что собой представляет мир, и vice verca. Определив мир как первичное, как объективную реальность, а сознание как вторичное, как порождение и отражение этой объективной реальности, материализм тем самым одновременно выступает в качестве и теории познания и самого общего взгляда на мир. И это относится к любому философскому направлению. Будучи теорией познания, философия не может не быть одновременно и мировоззрением.

          Чувственное познание есть функционирование человеческого организма (тела). Поэтому в отношении к нему проблема метода не возникает. Мышление же есть субъективная деятельность человека. Человек управляет своим мышлением. Как следствие, он может мыслить как правильным образом (способом), так и неправильным. В результате на определенном этапе развития перед ним встает проблема овладения правильным образом или, что то же самое, правильным методом мышления. Общий метод познания может быть методом только мышления. Будучи методологией познания, философия с неизбежность представляет собой науку о мышлении как процессе постижения истины. Философия есть логика, но не формальная, а более высокая. Формальная логика исследует мышление как субъективную деятельность человека, философская логика исследует мышление как объективный процесс, облеченный в форму субъективной деятельности, и вскрывает объективные законы этого объективного процесса.

          Мышление есть активное, творческое отражение мира. Мышление отражает сущность вещей, создавая нечувственные образы этой сущности. Это - познавательная активность мышления. Мышление создает образы вещей, которых сейчас нет, но которые нужны человеку, и вырабатывает планы действий по реализации поставленных целей. Это - целевая и планирующая активность мышления. Мышление, воздействуя на мозг человека, управляет движением органов человеческого тела, и тем обеспечивает реализацию намеченных целей. Здесь перед нами уже не познание, не собственно мышление, а воление, а тем самым и воля. Воля есть сознание, но взятое в его обратном воздействии на отражаемый им объективный мир, что необходимо предполагает и обратное его воздействие на мозг и тело человека. Вместе с волей в философию входит вопрос о свободы воле, которая неизбежно перерастает в проблему свободы и необходимости.

          Уже мышление в отличие от чувственного познания нельзя рассматривать как простую, непосредственную функцию человеческого организма. Тем более не поддается такой трактовке воля. Воление есть проявление власти чего-то отличного от мозга и тела человека над мозгом и телом человека. Именно это нечто, отличное от тела и господствующее над телом, двумя неразрывно связанными функциями которого выступают мышление и воление, принято называть иногда просто сознанием, а чаще духом или душой. Человеческий дух, представляя собой нечто отличное от тела, не существует без последнего и вместе с телом образует единство - человеческую личность или просто личность.

          Личности нет без тела, но суть ее не в теле, а в духе, душе. Наиболее наглядно эта суть человека проявляется не столько в его действиях по преобразованию природы, сколько в его поступках, его действиях по отношению к другим людям, т.е. в его поведении. Объяснить поведения человека исходя из особенностей его организма невозможно. Хотя все люди, существовавшие и существующие на Земле в течение последних 35-40 тыс. лет, принадлежат к одному биологическому, ведут они себя совершенно по-разному. Их поведение в отличие от деятельности животных биологически не запрограммировано. Но это отнюдь не значит, что оно вообще не запрограммировано. Корни программы, определяющей поведение человека, заключены не в строении его биологического организма (тела), как у животных, а в структуре того конкретного общества (социоисторического организма), в состав которого данный индивид входит. И эта социальная программа поведения человека закреплена в человеческом духе. Человеческий дух - явление социальное и только социальное. Личность есть человек как социальное существо.

          Философия никогда не могла ограничиться только познанием, мышление, т.е. только теоретическим, "чистым" разумом. Она неизбежно должна была обращаться к воле, а тем самым и к программе человеческого поведения, т.е. заниматься и "практическим" разумом. Тем самым она выступала как самый общий взгляд на человека и тем самым как предельно общий взгляд на человеческое общество, т.е. как наука о самой общей природе социального. А если брать философию в целом, то ее можно кратко определить как самую общую науку о человеческом духе, как теоретическом, так и практическом.

          Когда философия выступает в качестве теории познания, то ее развитие во многом сходно с развитием обычной науки. Перед исследователями встает проблема, которая требует решения. Кем-то из них создается теория, которая дает определенный ответ на вставший вопрос. Если эта теория себя не оправдывает, другими исследователями предлагается иная, отличная от первой. После решения одной проблемы, встает новый вопрос, на который снова приходится искать ответ. За одним открытием следует новое открытие, идет процесс движения к истине. Иначе говоря, в этой области существует определенная объективная логика развития, идет саморазвитие. Его можно рассматривать, абстрагируясь от остальных сторон эволюции общества. Конечно, эта самостоятельность развития довольно относительна, что можно наблюдать на примере эволюции даже естественных наук.

          Продвижение, подобно описанному выше, может происходить и происходит и в других областях философского знания. Но когда перед философией встают проблемы мировоззрения, сути общества и поведения человека, она, не переставая быть наукой, становится одновременно и идеологией. Наука выражается в теориях, идеология - в учениях. И теории, и учения суть определенные системы понятий, концепции. Особенность теории как разновидности концепции заключается в том, что она не включает в себя программы действий человека. Суть ее состоит только в объективной реконструкции сущности исследуемых явлений. Она должна исходить исключительно лишь из фактов. Создание теории диктуется только стремление к истине. Никакие другие факторы здесь действовать не должны.

          Учение всегда включает в себя программу, причем программу не просто действий, а поведения человека по отношению к другим людям. Теоретик вскрывает сущность явлений, создатель учения, учитель - учит жить. Корень программы, созданной учителем или учителями, - интересы определенной группы людей - чаще всего общественного класса, подразделения класса, вообще того или иного слоя людей. Но мало предложить программу поведения, нужно убедить людей ее принять, а для этого необходимо ее обосновать. Но доказать правильность предлагаемой программы невозможно без обращения к фактам. И учитель, вынужденный заняться фактами, строит из них такую картину реальности, из которой с неизбежностью вытекает правильность пропагандируемой им программы поведения.

          Если картина действительности, предлагаемая теорий, определяется исключительно лишь фактами, то картина реальности, даваемая учение, диктуется интересами определенной группы людей. Это не значит, что учение всегда является иллюзорным отображением мира, всегда исключает истину. Если интересы группы людей требуют не сокрытия, а выявление истины, обосновывающая часть учения может одновременно стать и теорией. Однако, такое бывает лишь в исключительных случаях.

          На философию влияют не только  интересы тех или иных групп общества. Каждое конкретное общество может находиться в разных состояниях: переживать расцвет, находиться в упадке или даже в преддверии неизбежной, неотвратимой гибели. Каждое состояния общества порождает определенные настроения как в обществе в целом, так в различного рода его слоях. И когда существует философия, все это находит в ней выражение в виде тех или иных учений.

          Философия есть единство науки и идеологии. Философские концепции, как правило, являются одновременно и теориями, и учениями. Бывают периоды, когда философия выступает прежде всего как наука, в ней идет смена теорий, делаются открытия, которые навсегда остаются достоянием человечества. Это - эпохи расцвета философской мысли. Одна из самых известных таких эпох - VII- IV вв. до н.э. в Древней Греции, другая - вторая половина XVI - первая половина XIX в. в Западной Европе. Но бывают и такие периоды, когда философия выступает прежде всего как идеология, теоретическая ее составляющая либо уходит на задний план, либо даже полностью исчезает. В последнем случае перед нами не столько философия, сколько квазифилософия ( от лат. quasi - как будто, мнимый), или, чуть помягче, парафилософия (от греч. пара - около, возле). Можно назвать две таких эпохи: III в. до н.э. - V н.э. в античном мире, вторая половина XIX в. - XX в. в Западной Европе.

                                                  
     
    главная :: каталог :: персоналии :: конференции :: от редактора Все в одном - Alan Gold
    Программист - Odd
    Редизайн - Yurezzz

    © 2004